Чистая процентная маржа

чистая процентная маржа

Чистая процентная маржа (ЧПМ) – показатель, отражающий эффективность банковских операций и общую прибыльность банка. Математически представляет собой соотношение чистого комиссионного дохода и средней величины чистых/подпроцентных активов. В свою очередь, чистый комиссионный доход рассчитывается по формуле «процентные доходы минус процентные расходы».

Если рассматривать в общих чертах, чистая процентная маржа даёт возможность понять, насколько эффективна работа менеджмента в банковской организации, и насколько в целом успешен банк в финансовом посредничестве. Кроме того, именно она в большинстве случаев используется акционерами и топ-менеджментом для объективной оценки процентной политики банка и финансового прогнозирования.

Два подхода к расчёту ЧПМ

Определение ЧПМ возможно двумя методами.

  • Исходя из размера общих активов.
  • С учётом только работающих активов – то есть, генерирующих доход.

Многие банки предпочитают использовать при анализе эффективности и прибыльности своей работы именно второй метод и рассчитывают показатель чистой маржи, основываясь на величине тех активов, которые приносят компании фактический доход.

Для чего нужен анализ ЧПМ

  1. Вычисление величины фактической процентной маржи.
  2. Анализ динамики фактической маржи за разные периоды и сравнение её с показателями других участников рынка. Это очень важный процесс, который позволяет аналитикам банка не только наглядно увидеть и понять текущие рыночные тенденции, но и сделать соответствующие прогнозы (как краткосрочные, так и долгосрочные).
  3. Определение оптимального показателя ЧПМ, необходимого для нормальной работы банка и получения стабильной постоянно растущей финансовой прибыли.
  4. Формирование кредитно-денежной политики, а также политики компании в области риск-менеджмента. Банку необходимо постоянно наращивать чистую маржу для безболезненного покрытия кредитных потерь, выплат клиентам по вкладам и уплаты налогов в госказну.
  5. Внутрибанковский мониторинг позволяющий руководству и акционерам анализировать вклад в суммарную прибыль тех или иных подразделений компании.
Стоит прочитать:   Залогодержатель