Чистая процентная маржа
Чистая процентная маржа (ЧПМ) – показатель, отражающий эффективность банковских операций и общую прибыльность банка. Математически представляет собой соотношение чистого комиссионного дохода и средней величины чистых/подпроцентных активов. В свою очередь, чистый комиссионный доход рассчитывается по формуле «процентные доходы минус процентные расходы».
Если рассматривать в общих чертах, чистая процентная маржа даёт возможность понять, насколько эффективна работа менеджмента в банковской организации, и насколько в целом успешен банк в финансовом посредничестве. Кроме того, именно она в большинстве случаев используется акционерами и топ-менеджментом для объективной оценки процентной политики банка и финансового прогнозирования.
Два подхода к расчёту ЧПМ
Определение ЧПМ возможно двумя методами.
- Исходя из размера общих активов.
- С учётом только работающих активов – то есть, генерирующих доход.
Многие банки предпочитают использовать при анализе эффективности и прибыльности своей работы именно второй метод и рассчитывают показатель чистой маржи, основываясь на величине тех активов, которые приносят компании фактический доход.
Для чего нужен анализ ЧПМ
- Вычисление величины фактической процентной маржи.
- Анализ динамики фактической маржи за разные периоды и сравнение её с показателями других участников рынка. Это очень важный процесс, который позволяет аналитикам банка не только наглядно увидеть и понять текущие рыночные тенденции, но и сделать соответствующие прогнозы (как краткосрочные, так и долгосрочные).
- Определение оптимального показателя ЧПМ, необходимого для нормальной работы банка и получения стабильной постоянно растущей финансовой прибыли.
- Формирование кредитно-денежной политики, а также политики компании в области риск-менеджмента. Банку необходимо постоянно наращивать чистую маржу для безболезненного покрытия кредитных потерь, выплат клиентам по вкладам и уплаты налогов в госказну.
- Внутрибанковский мониторинг позволяющий руководству и акционерам анализировать вклад в суммарную прибыль тех или иных подразделений компании.
Автор и идейный вдохновитель сего сайта Jinmoney.ru. Моя основная задача — донести до Россиян простым языком, что же это всё-таки такое займы, кредиты и прочая финансовая драматургия.