Внутренний долг России
Государственный внутренний долг России на декабрь 2018 года
Согласно данным, предоставленным министерством финансов РФ, на 1 декабря 2018 г, рассматриваемый показатель составляет (в миллионах рублей) 9 137 512,8; в том числе государственные гарантии Российской Федерации в валюте Российской Федерации 1 433 250,3.
Судя по отзывам финансовых аналитиков, бизнесменов, банкиров и чиновников из Казначейства, приведенные выше цифры явно не вызывают оптимизма, однако в динамике наблюдаются небольшие, но стойкие положительные изменения – если сравнить с интенсивностью роста внутреннего госдолга РФ в предыдущие года (начиная с введения санкций). Тогда (особенно в 2014 г.) картина была куда печальнее, сейчас же пусть и отмечается рост внутреннего долга, но он существенно замедлил свои темпы.
Такую тенденцию эксперты связывают с развитием экономики, причиной которого стала политика импортозамещения – появились новые рабочие места, начали развиваться такие направления производства, которые ранее были априори неконкурентоспособными. Также важным показателям стало то, что многие крупные корпорации вернулись в российскую юрисдикцию.
Соответственно, все эти моменты положительно отразились на динамике оборота и эмиссии ценных бумаг. Но все равно, еще очень далеко даже до того, чтобы внутренний долг хотя бы остановился – не говоря уже о его сокращении.
История формирования госдолга 2018
Минфином был опубликован отчет о непрекращающемся росте этого показателя. Если говорить конкурентно, то за год он возрос на 1,146 триллиона руб. или на 18,8 %: с учетом того, что на 1.01.2017 г внутренний долг составлял 6,1 трлн. руб., то уже ровно через год, на 1.01.2018 его значение достигло 7,247 трлн. рублей.
Основным фактором, обуславливающий все еще интенсивный рост внутреннего долга, является повышение интенсивности выпуска облигаций федерального займа (так называемых ОФЗ) с фиксированной доходностью. Долг по ним в течение года возрос на 59,1%. На 24,1 % увеличилась задолженность по ОФЗ иного типа — с плавающей ставкой дохода.
Посредством размещения гос. облигаций в 2017 году Россия привлекла дополнительно в бюджет страны 1,756 триллиона рублей. Затраты на обслуживание госдолга Министерство финансов оценивает в 527 млрд руб. В итоге, чистое привлечение средств с поправкой на погашение текущей задолженности — 1,123 триллиона рублей. Расходы, связанные с погашением в 2017 г. — 632,9 млрд. руб. Соответственно, с таким показателем внутреннего госдолга страна и встретила январь 2018 г.
Внутренний госдолг России, величина которого выражается в ценных бумагах, формируется начиная с 1993 года. В момент старта его формирования, согласно официальным данным, его величина оценивалась в 90 млн рублей и впоследствии только возрастала.
В последний раз значительный скачок в изменении этой суммы случился в 2015 году. К 1 января этого года значение показателя повысилось до 5 трлн 475,7 млрд (с 4 трлн 432,4 млрд в 2014-м).
Динамика внутреннего госдолга России за 2018 г.
С 1 января 2018 года в России начал действовать новый федеральный бюджет. Согласно ему, верхний предел государственного внутреннего долга был заложен на сумму в 10,5 трлн рублей. При этом доходы бюджета были запланированы в размере около 15,26 трлн рублей.
Если верить заявлению министра финансов РФ Антона Силуанова, реализующаяся программа по получению займов на внутреннем рынке будет выполнена на 100%: все за выпуски ОФЗ, которые запланированы еще в январе 2018. обязательно будут размещены. И этому не повредит кратковременное снижение интереса иностранных инвесторов к ОФЗ.
Чиновник отметил следующее:
— «Никто не сомневается в том, что программу внутреннего заимствования ожидает успех. Вне всякого сомнения, в своих действиях мы делаем поправки на имеющееся беспокойство инвесторов. Да, прослеживаются некоторые оттоки с развивающихся рынков, но в их отношении нет оснований испытывать какое-либо беспокойство».
При этом Силуанов не исключает вероятности роста стоимости внутренних заимствований для государства : «Надо оценивать ситуацию в динамике\», говорит он.
В бюджете-2018 был заложен объем внутренних займов на уровне 1,448 трлн руб. по номиналу, а величина чистого привлечения — 817,04 млрд руб. В июне же были внесены правки, согласно которым величина чистого привлечение средств в бюджет возросла до 1,044 трлн руб.
Все дело в том, что в мае 2018 г. на фоне низкого показателя покупок нерезидентов основной спрос на российские ОФЗ формировали отечественные инвесторы (банки, коллективные инвестиции, инвесткомпании).
Страновая премия за риск относительно российских активов в данный момент соответствует уровню риска прочих государств с формирующимися рынками. Напротив, премия, связанная с очередными санкциями США, касающимися некоторых юр. лиц из РФ, стала ниже.
Ожидания в плане инфляции, извлеченные из ОФЗ-ИН, с мая по декабрь 2018 особо не изменились. После того, как в июне прошло заседания совета директоров Банка России, предполагаемая к концу 2018 г. ключевая ставка возросла с 6,75-7,0% до 7,0-7,25%.
Во время падения цен на активы развивающихся рынков, случившегося в мае 2018 г., поддержку рынку РФ оказывало медленное, но уверенное повышение спроса на российские активы. Причем подобная тенденция отмечается с июня и по декабрь 2018, как сообщает в своем обзоре Банк России. Как оказалось, иноземных инвесторов привлекает стабильность рубля и имеющиеся ставки на рынке.
Свидетельством, подтверждающим лишний раз рост спроса на российские активы, является рост длинных позиций по руб. на рынке валютных свопов. Его объем составляет порядка $1,5-2 млрд.
Доля ОФЗ РФ, пребывающих в собственности иноземных инвесторов в декабре 2018 г. снизилась на 1,9 %-го пункта относительно ноября и на 1 июня она равнялась 31,5%, по данным ЦБ. Инвестиции нерезидентов в денежном эквиваленте в российские облигации упали 1 декабря до 2,123 трлн с 2,22 трлн руб. на 1 ноября.
Однако к середине месяца объемы закупок ОФЗ нерезидентами превысили уровень их продаж. В период с 1 по 15 декабря нерезиденты увеличили вложения в ОФЗ на 34 млрд руб.